Arms
 
развернуть
 
634003, г. Томск, пер. Макушина, д. 8
Тел.: (3822) 65-29-29, 65-76-99 (ф.)
info@oblsud.tomsk.ru
634003, г. Томск, пер. Макушина, д. 8Тел.: (3822) 65-29-29, 65-76-99 (ф.)info@oblsud.tomsk.ru
ДОКУМЕНТЫ СУДА
Дело № 33-1215/2010 от 21.05.2010г.

Судья: Родионова Г.М.                                                                                                         Дело № 33-1215/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 мая 2010 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего             Синяковой Т.П.,

судей :                              Троценко В.А.,  Худиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске

по кассационному представлению прокурора  Чаинского района Томской области на решение Чаинского районного суда Томской области от 16 марта 2010 года

дело по иску прокурора Чаинского района Томской области в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Чаинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия в области исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства и понуждении к совершению действий по согласованию объектов для отбывания наказания.

        Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения прокурора Селезневой Е.А., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Чаинского района Томской области, действуя в  защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд  с иском к   администрации муниципального образования «Чаинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия в сфере уголовно-исполнительного законодательства и о понуждении к совершению действий по согласованию объектов для отбывания наказания. В обоснование иска указал, что согласно требованиям ст.39 УИК РФ, ст. 50 УК РФ исправительные работы и ст.ст. 25, 26 УИК РФ, ст. 49 УК РФ обязательные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного. В нарушение указанных требований закона администрация Чаинского сельского поселения в установленном законом порядке не определила места и не согласовала с УИИ объекты для отбывания в 2010 году на территории поселения исправительных и обязательных  работ  лицами,   состоящими  на  учете   в   УИИ. Требование начальника УИИ № 20 о согласовании списков объектов для отбывания осужденными наказания в виде исправительных и обязательных работ глава Чаинского сельского поселения выполнить отказался, сославшись на то, что на территории поселения нет объектов для отбывания обязательных и исправительных работ. Выявленное нарушение свидетельствует о незаконном бездействии должностных лиц администрации Чаинского сельского поселения в сфере соблюдения порядка исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Неисполнение администрацией Чаинского сельского поселения вышеуказанных требований закона влечет нарушение интересов РФ в сфере уголовно-исполнительного и уголовного законодательства РФ, а именно при отбывании наказания в виде исправительных и обязательных работ лицами, состоящими на учете в УИИ.  Просил признать незаконным бездействие администрации Чаинского сельского поселения по неисполнению требований законодательства, предусмотренных ст. 39 УИК РФ, ст. 50 УК РФ и ст. ст. 25, 26 УИК РФ, ст. 49 УК РФ, и обязать администрацию МО «Чаинское сельское поселение» согласовать с УИИ объекты для отбывания осужденными обязательных работ и исправительных работ на территории Чаинского сельского поселения, для чего установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в иске.

Глава Чаинского сельского поселения О. исковые требования не признал.  Пояснил, что определение мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ не является вопросом местного значения согласно ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления в лице муниципальных районов или городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. В УИК РФ не указано, что полномочия по определению мест отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ исполняют органы местного самоуправления поселения. Статья 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что органы местного самоуправления сельского поселения не могут исполнять государственные полномочия, в то время как органы местного самоуправления муниципального района отдельные государственные полномочия, переданные им федеральными законами и законами субъектов РФ, исполнять обязаны. Кроме того, было принято постановление № 381 от 09.06.2007 «Об определении объектов и мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории муниципального образования «Чаинский район» (в редакции постановления Главы Чаинского района от 11.02.2008 № 79). На основании данного постановления в администрацию Чаинского сельского поселения направлена для отбывания наказания осужденная к обязательным работам Б., которой было предоставлено рабочее место для отбывания обязательных   работ распоряжением Главы Чаинского сельского поселения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -  начальник УИИ № 20 ФБУ МРУИИ № 6 УФСИН России по Томской области Ш. исковые требования прокурора поддержал.

Суд на основании   ст. 72 Конституции РФ, ст.ст. 39, 25  УИК РФ, ст. ст. 49, 50 УК РФ, ст.ст. 2, 14, 15, 19 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» в удовлетворении иска прокурору Чаинского района Томской области отказал.

В кассационном представлении прокурор Чаинского района Томской области просит  отменить решение суда и принять новое. Ссылаясь на ст. ст. 25, 39  УИК РФ, ст.ст. 49. 50 УК РФ, утверждает, что вопросы исполнения наказаний в виде исправительных и обязательных работ являются вопросами местного значения, так как район места жительства осужденного не может отождествляться с районом административно-территориального деления, а определяется исходя из удалённости и возможности ежедневно добираться на работу и возвращаться. Кроме того, согласно ст. 14.1 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в ч. 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. У органа местного самоуправления муниципального района отсутствуют полномочия по вмешательству в дела администраций сельских поселений и предприятий на территории сельских поселений, так как местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований.

В возражении на кассационное представление Глава администрации муниципального образования «Чаинское сельское поселение» выражает согласие с решением суда, представление прокурора просит оставить без удовлетворения.

Обсудив доводы представления, изучив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не нашла.

В соответствии со ст. 39 УИК РФ, ст. 50 УК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, в районе места жительства осужденного. Согласно ст. 25 УИК РФ, ст. 49 УК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Суд первой инстанции при разрешении заявленных требований верно исходил из того, что определение мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ  не является вопросом местного значения, поскольку не отнесено к таковым ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Таким образом, верным является вывод суда о том, что полномочия по определению объектов отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ относятся к государственным полномочиям.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Тем самым закон прямо указывает на тот орган местного самоуправления, который в силу закона должен выполнять переданные отдельные государственные полномочия.

Во исполнение установленных требований закона Главой Чаинского района вынесено постановление № 381 от 09.06.2007 с изменениями, содержащимися в постановлении №79 от 11.02.2008, которым определены виды обязательных работ, объекты, на которых они должны отбываться, а также места отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории муниципального образования «Чаинский район». В перечень организаций для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ включены Администрации сельских поселений, что обеспечивает возможность отбывания данного вида наказания непосредственно в месте жительства осужденных.

Таким образом, поскольку на территории Чаинского сельского поселения, как и на территории муниципального образования «Чаинский район» требования УИК РФ и УК РФ по определению вида и объектов обязательных работ для отбывания наказания, мест для отбывания исправительных работ соблюдены органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями - главой муниципального образования «Чаинский район», требование прокурора об обязании администрации МО «Чаинское сельское поселение» согласовать с УИИ объекты для отбывания осужденными обязательных работ и исправительных работ на территории Чаинского сельского поселения обоснованно оставлено судом без удовлетворения.

Довод жалобы о том, что вопросы исполнения наказаний в виде исправительных и обязательных работ являются на основании ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ вопросами местного значения, так как не передавались в соответствии со ст. 19 указанного закона и не отнесены к полномочиям муниципального района, является несостоятельным.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из смысла данной нормы закона следует, что осуществление  государственных полномочий, не переданных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления поселения, и может обеспечиваться его участием в осуществлении таких государственных полномочиях, а не их выполнением в полном объеме.

Неверным является и довод прокурора о том, что данные государственные полномочия не отнесены к полномочиям муниципального района.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Возложение ст.25, 39 УИК РФ, ст.ст. 49, 50 УК РФ на органы местного самоуправления обязанности определять вид обязательных работ и объекты для их отбывания, места отбывания исправительных работ следует считать передачей им данных государственных полномочий.

С учетом положений ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ такими органами местного самоуправления могут быть органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов.

Суд верно указал и на то, что нарушений в сфере отбывания наказания осужденными к обязательным работам со стороны администрации Чаинского сельского поселения не имеется, с учетом чего также нет оснований для  удовлетворения заявления прокурора.

На основании изложенного решение суда надлежит оставить без изменения, представление прокурора - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Чаинского районного суда Томской области от 16 марта 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора  Чаинского района Томской области  - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                        

Судьи:

 

опубликовано 22.06.2010 12:30 (МСК)